Электронная книга: Яков Перельман «Занимательная астрономия»

Занимательная астрономия

Настоящая книга, написанная выдающимся популяризатором науки Я.И.Перельманом, знакомит читателя с отдельными вопросами астрономии, с ее замечательными научными достижениями, рассказывает в увлекательной форме о важнейших явлениях звездного неба. Автор показывает многие кажущиеся привычными и обыденными явления с совершенно новой и неожиданной стороны и раскрывает их действительный смысл. Задачи книги – развернуть перед читателем широкую картину мирового пространства и происходящих в нем удивительных явлений и возбудить интерес к одной из самых увлекательных наук – к науке о звездном небе. Для всех, кто интересуется астрономией, в том числе учителей, лекторов, руководителей кружков, любознательных школьников.

Издательство: "Издательство АСТ"

электронная книга

Купить за 229 руб и скачать на Litres

Другие книги автора:

КнигаОписаниеГодЦенаТип книги
Знаете ли вы физику?Яков Исидорович Перельман (1882-1942) - российский ученый, основоположник жанра научно-занимательной литературы… — Книжный Клуб Книговек, (формат: 84x108/32, 416 стр.) Подробнее...2014332бумажная книга
Занимательная геометрия на вольном воздухе и домаВ книге Я.И.Перельмана представлены оригинальные задачи с любопытными и необычными сюжетами, решения… — Центрполиграф, электронная книга Подробнее...2011129.9электронная книга
Занимательная физика. Книга 2Вторая книга «Занимательная физика» представляет собой самостоятельный сборник, не являющийся прямым… — Издательство «РИМИС», Занимательная физика электронная книга Подробнее...191690электронная книга
Занимательная арифметикаВ книге Якова Перельмана «Занимательная арифметика» собраны числовые курьезы и пирамиды, ребусы, задачки на… — Издательство АСТ, Простая наука для детей электронная книга Подробнее...2018164электронная книга
Веселые задачи. Две сотни головоломок«Веселые задачи» собраны, а во многом и придуманы основоположником жанра «Занимательная наука» Я. И… — Издательство АСТ, электронная книга Подробнее...229электронная книга
Живая математика. Математические рассказы и головоломкиНовую серию издательства «Мир энциклопедий Аванта+» открывает самая известная книга основоположника жанра… — Издательство АСТ, электронная книга Подробнее...199электронная книга
Физика на каждом шагуОдно из лучших классических пособий по физике. Занимательные рассказы, поучительные опыты, интересные факты… — Издательство АСТ, электронная книга Подробнее...2010176электронная книга
Фокусы и игры"Фокусы и загадки" – это увлекательная коллекция хитрых вопросов, занимательных задач, интересных загадок… — Издательство АСТ, электронная книга Подробнее...200819.99электронная книга
Головоломки. Выпуск 1Увлекательные и каверзные головоломки для юных математиков. Непростые, но интересные задачи научат… — Издательство АСТ, электронная книга Подробнее...200833.99электронная книга
Головоломки. Выпуск 2Увлекательные и каверзные головоломки для юных математиков. Непростые, но интересные задачи научат… — Издательство АСТ, электронная книга Подробнее...200833.99электронная книга
Математика в занимательных рассказахВ книге раскрываются математические загадки, зашифрованные в приключенческих и фантастических рассказах… — Издательство АСТ, электронная книга Подробнее...2009119электронная книга
Загадки и диковинки в мире чиселЗанимательные рассказы о числах-великанах и числах – карликах, о системах счисления, об арифметических… — Издательство АСТ, электронная книга Подробнее...2008139электронная книга
Научные фокусы и загадки«Научные фокусы и загадки» – это увлекательная коллекция хитрых вопросов, занимательных задач, интересных… — Издательство АСТ, электронная книга Подробнее...200959.9электронная книга
101головоломкаСотня увлекательных головоломок для юных математиков. Это непростые, но интересные задачи научат логически… — Издательство АСТ, электронная книга Подробнее...1924109электронная книга
Знаете ли вы физику?Одно из лучших классических пособий по физике. Увлекательные физические викторины, скрывающие неожиданные… — Издательство АСТ, электронная книга Подробнее...2007139электронная книга

Яков Перельман

Ленинград

Гражданство:

СССР

Род деятельности:

учёный, популяризатор физики, математики и астрономии

Жанр:

научно-популярная литература

Дебют:

очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя»

Я́ков Иси́дорович Перельма́н (4 декабря 1882, Белосток16 марта 1942, Ленинград) — российский, советский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии, один из основоположников жанра научно-популярной литературы, и основоположник занимательной науки, автор понятия научно-фантастическое.

Содержание

Биография

Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря (22 ноября по старому стилю) 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (ныне Белосток входит в состав Польши). Его отец работал счетоводом, мать преподавала в начальных классах. Родной брат Якова Перельмана, Осип Исидорович, был прозаиком и драматургом, писавшим по-русски и на идише (псевдоним Осип Дымов).

Отец скончался в 1883 году, и матери одной пришлось воспитывать детей. Она сделала всё, чтобы дети получили достойное образование. В 1890 году Яков пошёл учиться в первый класс начальной школы, а 18 августа 1895 года поступил в Белостокское реальное училище.

23 сентября 1899 года он опубликовал в газете «Гродненские губернские ведомости» под псевдонимом «Я. П.» очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя».

В августе 1901 года был зачислен в Лесной институт в Санкт-Петербурге. Практически с первого курса он начал сотрудничать с журналом «Природа и люди», первый написанный им очерк «Столетие астероидов» был напечатан в № 4 журнала за 1901 год. В 1903 году умерла мать. В 1904 году Перельман, продолжая учиться в Лесном институте, стал ответственным секретарём журнала «Природа и люди».

В 1908 году Перельман защитил дипломную работу по теме «Старорусский казённый лесопильный завод. Его оборудование и работа» и 22 января 1909 года — получил диплом об окончании Лесного института со званием «учёный-лесовод I разряда». Но работать по избранной в институте профессии ему не довелось, после окончания института Перельман начинает сотрудничать в журнале постоянно, и не только сам пишет очерки, но и печатает работы других.

Июль 1913 года — вышла в свет первая часть книги «Занимательная физика». Книга имела ошеломляющий успех у читателей. Вызвала она интерес и в среде физиков. Профессор физики Петербургского университета Орест Данилович Хвольсон, познакомившись с Перельманом и узнав, что книга написана не учёным-физиком, а учёным-лесоводом, сказал Якову Исидоровичу: Лесоводов-учёных у нас предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике, как пишете вы, нет вовсе. Мой вам настоятельнейший совет: продолжайте, обязательно продолжайте писать подобные книги и впредь.

29 августа 1913 года — начало переписки с К. Э. Циолковским, которая продолжалась до самой смерти Циолковского.

20 ноября 1913 года — выступил с докладом в Российском обществе любителей мироведения «О возможности межпланетных сообщений», в основу которого легли идеи К. Э. Циолковского. В 1914 году написал и опубликовал дополнительную главу «Завтрак в невесомой кухне» к роману Жюля Верна «Из пушки на Луну», которой дал термин «научно-фантастическая» (Жюль Верн свои романы называл научными, а Герберт Уэллс фантастическими), став таким образом автором нового понятия.

В 1915 году находясь летом на отдыхе, Перельман познакомился с молодым врачом Анной Давидовной Каминской. Вскоре они поженились.

19161917 годы — служил в петроградском «Особом совещании по топливу», где предложил перевести стрелку часов на час вперёд с целью экономии топлива (это было осуществлено в 20-х годах).[1]

1916 год — вышла в свет вторая часть книги «Занимательная физика».

19181923 годы — работал инспектором отдела Единой трудовой школы Наркомпроса РСФСР. Составлял новые учебные программы по физике, математике и астрономии, одновременно преподавал эти предметы в различных учебных заведениях.

19191929 годы — редактировал созданный по собственной инициативе первый советский научно-популярный журнал «В мастерской природы».

1924 год — участвовал в работе московской «Секции межпланетных сообщений» Осоавиахима СССР, в числе членов которой были Ф. Э. Дзержинский, К. Э. Циолковский, В. П. Ветчинкин, Ф. А. Цандер. Н. А. Рынин и другие.

1924—1929 годы — работал в отделе науки ленинградской «Красной газеты»; член редколлегии журналов «Наука и техника», «Педагогическая мысль».
19251932 годы — член правления кооперативного издательства «Время»; организовал массовый выпуск книг занимательной серии.

13 ноября 1931 — конец 1933 года — заведовал в ЛенГИРДе отделом пропаганды, член президиума ЛенГИРДа, разрабатывал проект первой советской противоградовой ракеты.

1932 год — награждён грамотой Ленинградского областного совета Осоавиахима СССР «за особо активное участие в проработке научно-технических заданий в области воздушной техники, направленных на укрепление обороноспособности СССР».

1932—1936 годы — переписывался с С. П. Королёвым по вопросам пропаганды космических знаний; работал в ленинградском отделе издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» в качестве автора, консультанта и научного редактора.

1 августа 1934 года — в составе группы ленинградских писателей и учёных-популяризаторов встретился с Гербертом Уэллсом, приезжавшим в СССР.

Лето 1935 года — поездка в Брюссель на Международный математический конгресс.

15 октября 1935 года — открытие ленинградского Дома занимательной науки (уничтожен в годы войны).

1939 год — написал обстоятельную статью «Что такое занимательная наука».

1 июля 1941 — февраль 1942 года — читал лекции воинам-разведчикам Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота, а также партизанам об ориентировании на местности без приборов.

18 января 1942 года на дежурстве в госпитале скончалась от истощения Анна Давидовна Каминская-Перельман.

16 марта 1942 года — Яков Перельман скончался от общего истощения, вызванного голодом, в осаждённом немецкими войсками блокадном Ленинграде.

Библиография

Библиография Перельмана насчитывает более 1000 статей и заметок, опубликованных им в различных изданиях. И это помимо 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг, 18 школьных учебников и учебных пособий.

По данным Всесоюзной книжной палаты, с 1918 по 1973 год его книги только в нашей стране издавались 449 раз; их общий тираж составил более 13 миллионов экземпляров. Они печатались:

• на русском языке 287 раз (12,1 миллиона экземпляров);
  • на 21 языке народов СССР — 126 раз (935 тысяч экземпляров).

Согласно подсчётам московского библиофила Ю. П. Ирошникова, книги Я. И. Перельмана 126 раз издавались в 18 зарубежных странах на языках:

• немецком — 15 раз;
  • финском — 4;
  • на восточных языках — 7;
  • других языках — 6 раз.

Книги

• Азбука метрической системы. Л., Научное книгоиздательство, 1925 г.
  • Быстрый счет. Л., 1941 г.
  • В мировые дали (о межпланетных перелетах). М., Изд-во Осоавиахима СССР, 1930 г.
  • Веселые задачи. Пг., Изд-во А. С. Суворина, 1914.
  • Вечера занимательной науки. Вопросы, задачи, опыты, наблюдения из области астрономии, метеорологии, физики, математики (в соавторстве с В. И. Прянишниковым). Л., Леноблоно, 1936.
  • Вычисления с приближенными числами. М., АПН СССР, 1950.
  • Газетный лист. Электрические опыты. М. — Л., Радуга, 1925.
  • Геометрия и начатки тригонометрии. Краткий учебник и собрание задач для самообразования. Л., Севзаппромбюро ВСНХ, 1926.
  • Далекие миры. Астрономические очерки. Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1914.
  • Для юных математиков. Первая сотня головоломок. Л., Начатки знания, 1925.
  • Для юных математиков. Вторая сотня головоломок. Л., Начатки знания, 1925.
  • Для юных физиков. Опыты и развлечения. Пг., Начатки знания, 1924.
  • Живая геометрия. Теория и задачи. Харьков — Киев, Униздат, 1930.
  • Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М.-Л., ПТИ, 1934
  • Загадки в диковинки в мире чисел. Пг., Наука и школа, 1923.
  • Занимательная алгебра. Л., Время, 1933.
  • Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. Л., Время, 1926.
  • Занимательная астрономия. Л., Время, 1929.
  • Занимательная геометрия. Л., Время, 1925.
  • Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома. Л., Время, 1925.
  • Занимательная математика. Л., Время, 1927.
  • Занимательная математика в рассказах. Л., Время, 1929.
  • Занимательная механика. Л., Время, 1930.
  • Занимательная физика. Кн. 1 СПб., Изд-во П. П. Сойкина, 1913.
  • Занимательная физика. Кн. 2. Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1916 (по 1981 год — 21 издание).
  • Занимательные задачи. Л., Время, 1928.
  • Занимательные задачи и опыты. М., Детгиз, 1959.
  • Знаете ли вы физику? (Физическая викторина для юношества). М. — Л., ГИЗ, 1934.
  • К звездам на ракете. Харьков, Укр. рабочий, 1934.
  • Как решать задачи по физике. М. — Л., ОНТИ, 1931.
  • Математика на вольном воздухе. Л., Политехническая школа, 1931.
  • Математика на каждом шагу. Книга для внеклассного чтения школ ФЗС. М. — Л., Учпедгиз, 1931.
  • Между делом. Опыты и развлечения для детей старшего возраста. М. — Л., Радуга, 1925.
  • Межпланетные путешествия. Полёты в мировое пространство и достижение небесных тел. Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1915 (10).
  • Метрическая система. Обиходный справочник. Пг., Научное книгоиздательство, 1923.
  • Наука на досуге. Л., Молодая гвардия, 1935.
  • Научные задачи и развлечения (головоломки, опыты, занятия). М. — Л., Молодая гвардия, 1927.
  • Не верь своим глазам! Л., Прибой, 1925.
  • Новые и старые меры. Метрические меры в обиходной жизни, их преимущества. Простейшие приемы перевода в русские. Пг., Изд. журнала «В мастерской природы», 1920.
  • Новый задачник к краткому курсу геометрии. М. — Л., ГИЗ, 1922.
  • Новый задачник по геометрии. Пг., ГИЗ, 1923.
  • Обманы зрения. Пг., Научное книгоиздательство, 1924.
  • Полет на Луну. Современные проекты межпланетных перелетев. Л., Сеятель, 1925.
  • Пропаганда метрической системы. Методический справочник для лекторов и преподавателей. Л., Научное книгоиздательство, 1925.
  • Путешествия па планеты (физика планет). Пг., Изд-во А. Ф. Маркса, 1919 .
  • Развлечения со спичками. Л., Прибой, 1926.
  • Ракетой на Луну. М. — Л., ГИЗ, 1930.
  • Техническая физика. Пособие для самообучения и собрание практических упражнений. Л., Севзаппромбюро ВСНХ, 1927.
  • Фигурки-головоломки из 7 кусочков. М. — Л., Радуга, 1927.
  • Физика на каждом шагу. М., Молодая гвардия, 1933.
  • Физическая хрестоматия. Пособие по физике и книга для чтения.
    • Вып. I. Механика. Пг., Сеятель, 1922;
    • вып. II. Теплота, Пг., Сеятель, 1923;
    • вып. III. Звук. Л., ГИЗ, 1925;
    • вып. IV. Свет. Л., ГИЗ, 1925.
  • Фокусы и развлечения. Чудо нашего века. Числа-великаны. Между делом. Л., Радуга, 1927.
  • Хрестоматия-задачник по начальной математике (для трудовых школ и самообразования взрослых). Л., ГИЗ, 1924.
  • Циолковский. Его жизнь, изобретения и научные труды. По поводу 75-летия со дня рождения. М. — Л., ГТТИ, 1932.
  • Циолковский К. Э. Его жизнь и технические идеи. М. — Л., ОНТИ, 1935.
  • Числа-великаны. М. — Л., Радуга, 1925.
  • Чудо нашего века. М. — Л., Радуга, 1925.
  • Юный землемер. Л., Прибой, 1926.
  • Ящик загадок и фокусов. М. — Л., ГПЗ, 1929.

Интересные факты